Таловская средняя школа

Школьная служба медиации (примирения)

О школьной службе медиации (примирения).


В России более 10 лет развивается медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на  решение конфликтных ситуаций и правонарушениях несовершеннолетних.  Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в школе № 464 г. Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России.

         В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».

          В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017» и в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

          На 2012 год в 15 территориях России действуют 748 школьных и 77 территориальных служб примирения. За 2012 год ими было разрешено около пяти тысяч конфликтных и криминальных ситуаций, в которых участвовали около пятнадцати  тысяч человек, находящихся в конфликте/криминальной ситуации.


Идея школьных служб примирения:

          В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.

Типичные способы реагирования на конфликты в школе:

  • Административно-карательный
  • Направление к психологу или социальному педагогу
  • «Стрелки» среди подростков;
  • Замалчивание.

          В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники,  а кто-то за них.

          В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

          Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который  не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не  винит и не принуждает.  Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой  и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного  в будущем.  

          Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон  и в их интересах и потому он предварительно встречается с  каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.

          Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются  Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.

          Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию

          Цель школьной службы примирения -   развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.


 Задачи службы примирения:

  • Ограничение  административных и карательных реакций на конфликтные ситуации,  нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие восстановительных практик,  таких как медиация, «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция» и т.д.
  • Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка  и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям  
  • Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы  и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса


Структура службы примирения:

           В школьную службу примирения входит одни или несколько взрослых кураторов, а также  до 10 школьников старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками. Все участники школьной службы примирения  отбираются и проходят обучение. Кураторы взаимодействуют с администрацией и местной  ассоциацией медиаторов.      

           

Основные  программы, применяемые  в школьной службе примирения.

  • Восстановительная медиация – встреча конфликтующих «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания всех участников, и для достижения договора о приемлемых для всех них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда). То есть, ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.
  •  Медиация  может применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций (краж, драк), межнациональных конфликтах, конфликтах между учениками и учителями, между родителями и администрацией и т.д
  • Круги сообщества —  программа, работающая  с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, для поддержки пострадавших и пр.  В ходе нее участники обсуждают свои ценности  и вместе ищут решение.
  • Также возможны челночная медиация, медиация через письма и т. д.

 

 Все они способствуют прекращению вражды, достижению мира и поддержки в сообществе, повышению ответственности  у участников, размышлению ими о своем будущем.

Более подробную информацию о структуре служб школьной медиации, их функциях вы можете просмотреть на сайте "Школьные службы примирения"

Перейти на сайт http://www.школьные-службы-примирения.рф/ →
Новости
Прокрутить влево
Прокрутить вправо
Полезная информация
  • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской ФедерацииОфициальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
    Сайт минобрнауки.рф
  • Федеральный портал Федеральный портал "Российское образование"
    Сайт edu.ru
  • Информационная система Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
    Сайт window.edu.ru
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсов
    Сайт school-collection.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    Сайт fcior.edu.ru
  • План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьмиПлан мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми
    Сайт http://talovskaya.ru/files/files/2016-09-19-1123573548.doc
  
Ограничение по возрасту: 7+  |  Сегодня: 25 июня 2017 года, Воскресенье
Сайт talovskaya.ru является официальным сайтом Таловской средней школы
Электронная почта является официальной электронной почтой Таловской средней школы
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International.
Сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
© 2015 - 2017 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таловская средняя школа»